Госстандарт России по электрооборудованию

Страница 282

4.1.8 Номинальные значения кратности начального пускового, минимального и максимального моментов и начального пускового тока двигателей должны соответствовать ГОСТ 9630. При этом минимальное значение кратности максимального момента двигателей для привода насосов должно быть не менее 2,0 о. е.

Для двигателей трактов топливоприготовления и топливоподачи значения кратности пускового и максимального моментов должны соответственно составлять не менее 1,4 и 2,5 о. е., при этом кратности начальных пусковых токов могут превышать значения, приведенные в ГОСТ 9630.

4.1.9 Номинальные значения коэффициента полезного действия и коэффициента мощности должны быть установлены в технических условиях на двигатели конкретных типов.

4.1.10 Двигатели должны выдерживать прямой пуск от полного напряжения сети и обеспечивать пуск механизма как при номинальном напряжении сети, так и при напряжении не менее 80 % номинального в процессе пуска.

В технически обоснованных случаях допускается по согласованию устанавливать более низкое значение напряжения, но не менее 75 % номинального для наиболее мощных двигателей.

Значения моментов сопротивления на валу двигателей при пусках, а также допустимых моментов инерции приводимых механизмов должны быть установлены в технических условиях на двигатели конкретных типов.

4.1.11 Двигатели должны обеспечивать:

- два пуска подряд из практически холодного состояния;

- один пуск из горячего состояния;

- последующие пуски через 3 ч.

4.1.12 Двигатели должны быть рассчитаны на 10000 пусков за срок службы (при мощности до 5000 кВт включительно) или 7500 пусков (при мощности двигателя более 5000 кВт).

4.1.13 В пределах числа пусков по 4.1.12 двигатели должны допускать до шести пусков за сутки (при пусконаладочных работах — до восьми пусков за сутки), а за год:

- насосная группа механизмов — 300—800 пусков;

- питательные насосы — 400—700 пусков;

- тягодутьевые механизмы — 500—700 пусков;

- механизмы топливоприготовления — 800—1000 пусков;

- механизмы топливоподачи — до 2500 пусков, при этом меньшие значения относятся к двигателям мощностью более 5000 кВт.

4.1.14 Вертикальные двигатели, воспринимающие осевую нагрузку на вал, должны соответствовать требованиям 4.1.12 и 4.1.13 при условии замены деталей подшипниковых узлов с периодичностью, указанной в инструкции изготовителя.

4.1.15 Пуск двухскоростных двигателей до большей частоты вращения должен происходить ступенчато через меньшую частоту вращения. В случае необходимости двухскоростные двигатели должны допускать бесступенчатый пуск до большей частоты вращения. Число таких пусков должно быть указано в технических условиях на конкретные двигатели.

Коммутация таких двигателей должна производиться не более чем двумя выключателями.

4.1.16 Двухскоростные двигатели должны допускать шесть переключений схемы соединений обмотки статора (изменений частоты вращения) в сутки.

4.1.17 По условиям крепления обмотки статора двигатели должны допускать повторную подачу питания при векторной сумме остаточного напряжения на шинах собственных нужд, к которым подключен двигатель, и вновь подводимого напряжения питания, не превышающего 180 % номинального.

Двухскоростные двигатели, работающие на большей частоте вращения, при повторной подаче напряжения должны обеспечивать самозапуск на той же частоте вращения.

Количество режимов с повторной подачей питания за срок службы двигателя — не более 500.

4.1.18 Двигатели должны изготовляться с подшипниками качения или скольжения.

Тип смазки подшипников — по ГОСТ 9630.

Подшипники должны быть оснащены датчиками теплоконтроля.

Двигатели мощностью 630 кВт и более, предназначенные для эксплуатации в тяжелых условиях (углеразмольные механизмы, дымососы и т. п.), по согласованию должны быть оснащены датчиками вибрации подшипников.

4.1.19 .Подшипники скольжения с принудительной смазкой под давлением должны работать при температуре подаваемой смазки от 30 до 45 °С. При прекращении подачи смазки подшипники должны допускать работу не менее 2 мин с номинальной частотой вращения и в дальнейшем на выбеге агрегата при согласованных режимах.

4.1.20 Для двигателей с принудительной смазкой подшипников должна быть предусмотрена возможность использования для смазки негорючей жидкости.

4.1.21 В двигателях должен быть предусмотрен тепловой контроль обмотки и сердечника статора, охлаждающего, воздуха и охлаждающей воды на входе и выходе из воздухоохладителя в соответствии с ГОСТ 9630.

Страницы: 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287