Особенности компенсации реактивной мощности в сетях со специфическими нагрузками
Сопоставление показателей, выполненных по перечисленным схемам СТК, дано в таблице 4. При оценке показателя 1 мощность тиристорной части учитывалась исходя из равенства диапазонов бесконтактного (тиристорного) регулирования сравниваемых схем. Потери (показатель 2) также были отнесены к диапазону бесконтактного регулирования. Величины потерь взяты с учетом данных зарубежных и отечественных СТК[14].
Оценка допустимых перенапряжений (показатель 3) призведена с учетом того, что в схеме ТУР вентили полностью открываются при напряжениях выше заданного уровня, что не только защищает их от повреждений, но и снижает уровень перенапряжений в питающей сети. Остальные схемы критичны к перенапряжениям, проектируются в расчете на заданную (максимально допустимую) кратность повышения напряжения и по этой причине должны снабжаться специальными сильноточными ограничителями перенапряжений (ОПН). При вынужденном включении от перенапряжений вентили этих схем оказываются в аварийном режиме.
Наличие импульсного управления в схемах СТК позволяет рассматривать их при малых возмущениях стационарного режима как импульсные системы, интервал съема (показатель 4) при этом определяется так называемой пульсностью преобразователя
Т = Тс/m,
где Т – интервал съема импульсной системы; Тс – период частоты сети; m – число вентилей, поочередно коммутируемых за период.
Оценка запаздывания (показатель 5) произведена по материалам исследований зарубежных авторов[14]. Оценка показателя 6 дана с учетом анализа специальных режимов СТК.
Таблица 4[14]
Показатель |
Характеристики схем СТК | ||||
ТУР |
ТПК |
ТПК—ТУР |
ВИП |
КТПЧ | |
1. Относительная мощность тиристорной части |
1 |
2,5 |
1,8 |
2,2 |
3 |
2. Коэффициент потерь, % |
0,4–0,5 |
0,6-0,8 |
0,5–0,7 |
2-2,5 |
1–1,5 |
3. Кратность допустимых пере-напряжений |
2 и более |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
4. Интервал съема при частоте сети 50 Гц, мс |
1,7; 3,3 |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
0,5 |
5. Запаздывание реакции на скачок, мс |
0 |
0–10 |
0–10 |
30–50 |
20–30 |
6. Способность ограничения пе-ренапряжений в точке подклю-чения |
есть |
нет |
нет |
нет |
нет |
На основании приведенной оценки характеристик различных схем СТК можно сделать вывод о том, что по совокупности показателей (мощность тиристорной части, удельные потери, быстродействие, устойчивость к перенапряжениям) схема с тиристорно управляемым реактором превосходит другие схемы. Поэтому для всех вышеуказанных четырех типов СТК при современном уровне силовой преобразовательной техники целесообразно использовать схему ТУР в сочетании с ФКЦ.