Госстандарт России по электрооборудованию

Страница 156

а) IP23 - для вращающихся электрических машин группы I;

б) IP20 - для вращающихся электрических машин группы II.

Необходимо предотвратить вертикальное попадание твердых инородных предметов через вентиляционные отверстия в оболочке вращающейся электрической машины.

Маркировка вращающихся электрических машин, предназначенных для эксплуатации только в специальных условиях, должна содержать знак Х и обозначение степени защиты (см. 27.2 ГОСТ Р 51330.0).

5.2.2 Внутренние вентиляционные системы

Внутренние вентиляционные системы должны отвечать требованиям к зазорам и материалам для наружных вентиляторов, изложенным в 17.3 и 17.4 ГОСТ Р 51330.0.

5.2.3 Минимальный радиальный воздушный зазор

Минимальный радиальный воздушный зазор между статором и ротором в активной зоне сердечника должен быть не меньше значения, определяемого по формуле

, (1)

где LRmin - минимальный радиальный зазор, мм;

D - диаметр ротора, мм (минимальное значение 75 мм, максимальное - 750 мм);

n - максимальная номинальная частота вращения, об/мин (минимальное значение 1000 об/мин);

b - безразмерный коэффициент, равный 1,0 для машин с подшипниками качения и 1,5 - для машин с подшипниками скольжения;

r - безразмерный коэффициент, имеющий минимальное значение, равное 1.

Определяется по формуле

, (2)

где L - длина сердечника, мм

Примечание - В формулах (1) и (2) минимальный воздушный зазор не имеет прямой зависимости от частоты сети или количества полюсов, что показано па примере двух- или четырехполюсного электродвигателя с подшипниками качения, питаемого напряжением переменного тока частотой 50/60 Гц, имеющего ротор диаметром 60 мм и длину сердечника 80 мм.

Подставляя в формулу (2) значения: L = 80 мм; D = 60 мм; n = 3600 об/мин (максимальное значение); b = 1,0, получим

.

Принимаем r = 1. Затем рассчитываем минимальный радиальный воздушный зазор

мм.

5.2.4 Машины с короткозамкнутым ротором

5.2.4.1 В дополнение к 5.2.1-5.2.3 требования данного подпункта распространяются на машины с короткозамкнутым ротором, включая синхронные машины с короткозамкнутой пусковой или с демпферной обмотками.

5.2.4.2 Стержни короткозамкнутых роторов следует припаивать угольной дугой или приваривать к кольцам, замыкающим их накоротко, если только эти компоненты не выполнены в виде единого блока.

Для предотвращения искрения между стержнями и сердечником ротора их следует плотно вставлять в пазы.

Примечания

1 Плотного прилегания стержней в пазах можно достичь, например, литьем алюминия под давлением или установкой в пазах дополнительных прокладок, расклиниванием или посадкой на шпонку.

2 Стержни и кольца короткозамкнутых роторов не рассматривают как открытые проводящие части (см. 4 4, 4.5, 4.10 и 5.2.1).

5.2.4.3 Конструкцию ротора следует оценить на возможность возникновения искрения в воздушном зазоре. Необходимость проведения функциональных испытаний определяют по таблице 4.

Таблица 4 - Оценка короткозамкнутых роторов на риск образования искрения в воздушном зазоре

Характеристика

Значение, вид или соответствие

Коэффициент фактора риска

Конструкция короткозамкнутого ротора

Собранный цилиндр ротора

2

 

Цилиндр ротора из литого алюминия

0

Количество полюсов

2

2

 

От 4 до 8

1

 

Св. 8

0

Выходная номинальная мощность, кВт на полюс

Св. 500

2

 

От 200 до 500

1

 

£ 200

0

Радиальные каналы для охлаждения

Да. L < 200 мм (см. примечание 1)

2

 

Да. L ³ 200 мм (см. примечание 1)

1

 

Нет

0

Перекос ротора или статора

Да

2

 

Нет

0

Лобовая часть обмотки ротора

Соответствует требованиям примечания 2

0

 

Не соответствует требованиям примечания 2

2

Температурный класс

Т1 илиТ2

2

 

Т3

1

 

Т4 или Т5, или Т6

0

Примечания

1 L - длина крайнего пакета каналов сердечника.

2 Конструкция лобовой части обмотки ротора должна исключать неустойчивый контакт и отвечать требованиям температурной классификации. Этим требованиям соответствует коэффициент фактора риска, равный 0. В противном случае коэффициент фактора риска принимает значение, равное 2.

Страницы: 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161