Поршневые двигатели внутреннего сгорания

Страница 5

Особое место в международно-правовом регулировании вопросов экологии космоса принадлежит “Конвенции об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами” (1972 г.). Конвенция налагает на государство, осуществляющее запуск, абсолютную ответственность за ущерб, нанесенный космическими объектами на поверхности Земли и воздушному судну в полете (ст. 2). В случае если причиняется ущерб космическому объекту одного государства космическим объектом другого государства, послед нее несет ответственность только тогда, когда ущерб причинен по вине или его,или лиц,за которых оно отвечает. Определяя термин “космический объект”, как включающий составные части “космического объекта”, а также средства его доставки (ракеты-носители) и его части (ступени и его отдельные узлы), не обязательно функционирующие, конвенция сохраняет потенциальную ответственность запускающего государства за загрязнение космоса.

Установление ответственности за ущерб, наносимый космическим объектом космической окружающей среде весьма проблематично. Здесь важно учитывать, что ответственность возникает лишь в результате ущерба. Этот термин определяется в статье 1 Конвенции как “лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья; уничтожение или повреждение имущества государств либо физических и юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций”. Несмотря на довольно значительный перечень возможных ситуаций, очевидно, что все они относятся к физическому ущербу и не распространяются на космическую среду. “Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство” (1968 г.) также содержит ряд положений, имеющих косвенное отношение к экологии космоса. По этому Соглашению сторона,обнаружившая,что космический объект или его часть приземлился на ее территории, обязана уведомить об этом как страну, запустившую объект в космос, так и ООН. Если у страны,обнаружившей этот объект,есть причины полагать, что сам объект или его часть представляет какую-то угрозу или вред,то эта страна может уведомить об этом государство, запустившее объект, которое, в свою очередь, обязано предпринять немедленные эффективные шаги (под руководством и контролем страны,обнаружившей объект) для устранения угрозы или вреда.

“Конвенция о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство” (1975 г.) также имеет некоторое отношение к правовому регулированию вопросов экологии космоса, поскольку обязывает государство сохранять юрисдикцию и контроль над своим космическим объектом на всех стадиях полета. Особым документом, хотя и декларативно, но прямо запрещающим загрязнение космоса и имеющим прямое отношение к рассматриваемому вопросу, является “Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду” (1977 г.). Согласно ее требованиям государства-участники обязались не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную (в том числе космическую) среду, применение которых вызывает широкие,долгосрочные или серьезные последствия, путем преднамеренного изменения ее динамики,состава или структуры. Однако ввиду универсального характера Конвенции ее вклад в решение проблемы экологии космоса носит весьма общий и, скорее, декларативный характер. Каких-либо конкретных положений, затрагивающих проблемы засорения космоса техногенными космическими телами, и механизма принятия практических мер Конвенция не содержит.

При этом существует очевидное и доступное общественному пониманию решение проблемы экологии космоса - сокращение масштабов космической деятельности (ее регулирование в плане совершенствования ракетно-космической техники в экологическом отношении,т.е. уменьшение числа оставляемых в космосе неуправляемых объектов, спуск в атмосферу Земли отработавших свой ресурс КА, принудительная очистка орбит), однако до сих пор никто достоверно не оценил ни результативности таких мер, ни их пригодности по критерию “затраты - эффективность”. Поэтому перспективы совершенствования международно-правового режима в направлении решения экологической проблемы в космической среде весьма расплывчаты. Начиная с конца 1980-х гг. вопрос о засорении космоса затрагивался Научно-техническим и Юридическим подкомитетами Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, куда в 1988 г. был представлен разработанный КОСПАР и МАФ доклад о положении дел с “космическим мусором”. В 1989 - 1991 гг. рядом государств (ФРГ,Нидерландами и др.) в Комитет представлялись рабочие документы по вопросам столкновений спутников и пилотируемых платформ с другими космическими объектами и по проблеме экологии космоса в це-лом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6